Воинский учет в России: постановка и снятие

Воинский учёт в России является частью Конституционной обязанности граждан РФ, предусмотренной для учета и регистрации граждан, подлежащих призыву в армию и находящихся в запасе Вооруженных сил РФ, имеющие военно-учетную специальность. Его порядок определен законом, он осуществляется военкоматами и органами местного самоуправления на которые возложено ведение учета граждан, сбору информации о них и организация мобилизации при обороне страны, в случае, военных действий.

Эта система создана в целях отслеживания всех граждан призывного возраста. С ее помощью сотрудники военкомата знают, где проживает молодой человек, его место учебы или работы, его семейное положение и состояние здоровья. А самое главное — благодаря этой системе военкомат знает, кого можно призывать в армию, а у кого есть право на отсрочку.

Обязанности граждан по воинскому учету

  • состоять на учете в военкомате по месту жительства;
  • являться в военкомат для постановки и снятия с воинского учета;
  • своевременно (срок 2 недели) оповещать военкомат об изменениях в семейном положении, месте работы и должности, места жительства, образования;
  • при переезде на новое место жительства (или пребывания на срок более 3 месяцев) сняться с воинского учета, а затем встать на воинский учет в военкомат по новому месту жительства или пребывания;
  • при выезде за пределы Российской Федерации на срок более 6 месяцев сняться с воинского учета, а по возвращении в Россию – отметиться в двухнедельный срок.

Постановка на учет

Каждый призывник должен отметиться в военкомате:

  • по месту жительства (постоянная регистрация);
  • по месту пребывания (если гражданин прибыл на временное пребывание сроком более трех месяцев, в том числе, для прохождения альтернативной гражданской службы);

Согласно п. 2 ст. 8 53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Законодательством предусмотрено, что если гражданин приезжает в место пребывания на срок более трех месяцев, он обязан в течение двух недель отметиться в военкомате по месту пребывания. Также если альтернативная гражданская служба проходится не по месту жительства, гражданин обязан явиться в военкомат по месту пребывания. При этом граждане должны лично являться в военный комиссариат. Установленная форма заявления о постановке не предусмотрена. Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. При постановке на воинский учет в отношении призывника могут провести медицинское освидетельствование для определения его категории годности к военной службе. Прошедшие медосвидетельствование и признанные годными к воинской службе получают повестку на отправку в войска. Отметка о постановке на учет ставится не в паспорт, а в приписное свидетельство призывника.

Военнообязанные граждане РФ мужского пола обязаны состоять на воинском учете. Различают постановку на учет и первоначальную постановку. Постановка (не первичная):

  • проводится в любое время, конкретные сроки постановки не регламентированы;
  • проводится при смене гражданином места жительства на срок более 3-х месяцев;
  • военнослужащие при каждой смене места пребывания обязаны вставать и сниматься с воинского учета;
  • при получении гражданства РФ.

Первоначальная постановка проводится только в период с 1 января по 31 марта в отношении лиц мужского пола в возрасте 16-17 лет. Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет в нашей статье.

Постановка на него гражданина, который не пребывает в запасе ВС РФ, производится в возрасте с 16 до 30 лет и только при личной явке призывника в военкомат. Если в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, отсутствуют отметки о предоставлении ему отсрочки от армии, ему вручат повестку и направляют на прохождение медицинской комиссии. Сотрудники военкомата не вправе отказать призывнику в постановке, в случае отсутствия в приписном удостоверении отметок о наличии отсрочки от призыва на военную службу или о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства, а также по причине наличия записи об ограничении его годности к военной службе, например, категория В.

Снятие с воинского учета

Призывник обязан сняться с воинского учета в следующих случаях:

  • при переезде на новое место жительства (место пребывания) на срок более трех месяцев;
  • при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или постоянно проживающие пределами РФ;
  • при достижении максимального возраста пребывания в запасе.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания. На практике сняться с него в военном комиссариате призывнику бывает затруднительно: решение вопроса намеренно затягивается до наступления призывного времени, призывнику вручается повестка и в отношении него проводятся призывные мероприятия.

Воинский учет в организациях

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении положения о воинском учете» на государственные и частные организации наложены обязанности по соблюдению его порядка. Поэтому в каждой организации должен быть орган, отвечающий за него. В университете это военно-учетный стол, а на работе – отдел кадров. Каждый работодатель должен сообщать информацию о новом сотруднике мужского пола в военкомат.

На руководителей организаций, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц возложены следующие обязанности:

  • оповещение граждан о вызовах или повестках военкоматов;
  • обеспечение гражданам возможностью своевременной явки по повесткам военкомата, в том числе, на заседания призывной комиссии
  • направление по запросам военкомата в течение двух недель необходимых сведений о гражданах в документы воинского учета.

Ответственность организаций за нарушение порядка воинского учета

Неоповещение гражданина о повестке военного комиссариата руководителем или другим должностным лицом организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

За вышеуказанные нарушения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа работник или руководитель, осуществляющие воинский учет сотрудников в данной организации, также штраф могут наложить на саму организацию..

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА

Наша Служба помощи призывникам напоминает, что КоАП РФ предусмотрены штрафы за следующие нарушения:

  • несвоевременная постановка;
  • несвоевременное предоставление информации по воинскому учету (изменение семейного положения, образования, места жительства и т.д.) в военный комиссариат (превышен двухнедельный срок);
  • утеря, умышленная порча или небрежное хранение, повлекшее утрату военно-учетного документа (приписного свидетельства или военного билета).

За указанные правонарушения предусмотрена лишь административная ответственность. Нередко сотрудники военкоматов пугают призывников уголовной ответственностью. Однако, в этих нарушениях нет состава уголовного преступления.