Воинский учет в России: постановка и снятие

Воинский учёт в России является частью Конституционной обязанности граждан РФ, предусмотренной для учета и регистрации граждан, подлежащих призыву в армию и находящихся в запасе Вооруженных сил РФ, имеющие военно-учетную специальность. Его порядок определен законом, он осуществляется военкоматами и органами местного самоуправления на которые возложено ведение учета граждан, сбору информации о них и организация мобилизации при обороне страны, в случае, военных действий.

Эта система создана в целях отслеживания всех граждан призывного возраста. С ее помощью сотрудники военкомата знают, где проживает молодой человек, его место учебы или работы, его семейное положение и состояние здоровья. А самое главное — благодаря этой системе военкомат знает, кого можно призывать в армию, а у кого есть право на отсрочку.

Обязанности граждан по воинскому учету

  • состоять на учете в военкомате по месту жительства;
  • являться в военкомат для постановки и снятия с воинского учета;
  • своевременно (срок 2 недели) оповещать военкомат об изменениях в семейном положении, месте работы и должности, места жительства, образования;
  • при переезде на новое место жительства (или пребывания на срок более 3 месяцев) сняться с воинского учета, а затем встать на воинский учет в военкомат по новому месту жительства или пребывания;
  • при выезде за пределы Российской Федерации на срок более 6 месяцев сняться с воинского учета, а по возвращении в Россию – отметиться в двухнедельный срок.

Постановка на учет

Каждый призывник должен отметиться в военкомате:

  • по месту жительства (постоянная регистрация);
  • по месту пребывания (если гражданин прибыл на временное пребывание сроком более трех месяцев, в том числе, для прохождения альтернативной гражданской службы);

Согласно п. 2 ст. 8 53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Законодательством предусмотрено, что если гражданин приезжает в место пребывания на срок более трех месяцев, он обязан в течение двух недель отметиться в военкомате по месту пребывания. Также если альтернативная гражданская служба проходится не по месту жительства, гражданин обязан явиться в военкомат по месту пребывания. При этом граждане должны лично являться в военный комиссариат. Установленная форма заявления о постановке не предусмотрена. Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. При постановке на воинский учет в отношении призывника могут провести медицинское освидетельствование для определения его категории годности к военной службе. Прошедшие медосвидетельствование и признанные годными к воинской службе получают повестку на отправку в войска. Отметка о постановке на учет ставится не в паспорт, а в приписное свидетельство призывника.

Военнообязанные граждане РФ мужского пола обязаны состоять на воинском учете. Различают постановку на учет и первоначальную постановку. Постановка (не первичная):

  • проводится в любое время, конкретные сроки постановки не регламентированы;
  • проводится при смене гражданином места жительства на срок более 3-х месяцев;
  • военнослужащие при каждой смене места пребывания обязаны вставать и сниматься с воинского учета;
  • при получении гражданства РФ.

Первоначальная постановка проводится только в период с 1 января по 31 марта в отношении лиц мужского пола в возрасте 16-17 лет. Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет в нашей статье.

Постановка на него гражданина, который не пребывает в запасе ВС РФ, производится в возрасте с 16 до 27 лет и только при личной явке призывника в военкомат. Если в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, отсутствуют отметки о предоставлении ему отсрочки от армии, ему вручат повестку и направляют на прохождение медицинской комиссии. Сотрудники военкомата не вправе отказать призывнику в постановке, в случае отсутствия в приписном удостоверении отметок о наличии отсрочки от призыва на военную службу или о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства, а также по причине наличия записи об ограничении его годности к военной службе, например, категория В.

Снятие с воинского учета

Призывник обязан сняться с воинского учета в следующих случаях:

  • при переезде на новое место жительства (место пребывания) на срок более трех месяцев;
  • при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или постоянно проживающие пределами РФ;
  • при достижении максимального возраста пребывания в запасе.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания. На практике сняться с него в военном комиссариате призывнику бывает затруднительно: решение вопроса намеренно затягивается до наступления призывного времени, призывнику вручается повестка и в отношении него проводятся призывные мероприятия.

Воиский учет в организациях

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении положения о воинском учете» на государственные и частные организации наложены обязанности по соблюдению его порядка. Поэтому в каждой организации должен быть орган, отвечающий за него. В университете это военно-учетный стол, а на работе – отдел кадров. Каждый работодатель должен сообщать информацию о новом сотруднике мужского пола в военкомат.

На руководителей организаций, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц возложены следующие обязанности:

  • оповещение граждан о вызовах или повестках военкоматов;
  • обеспечение гражданам возможностью своевременной явки по повесткам военкомата, в том числе, на заседания призывной комиссии
  • направление по запросам военкомата в течение двух недель необходимых сведений о гражданах в документы воинского учета.

Ответственность организаций за нарушение порядка воинского учета

Неоповещение гражданина о повестке военного комиссариата руководителем или другим должностным лицом организации влечет наложение штрафа от пятисот до одной тысячи рублей.

Необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата влечет наложение штрафа от пятисот до одной тысячи рублей.

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетный процесс должностным лицом организации сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не пребывающих на воинском учете влечет наложение штрафа от трехсот до одной тысячи рублей.

За вышеуказанные нарушения привлекается к ответственности в виде административного штрафа только работник или руководитель, осуществляющие воинский учет сотрудников в данной организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА

Наша Служба помощи призывникам напоминает, что КоАП РФ предусмотрены штрафы за следующие нарушения:

  • несвоевременная постановка;
  • несвоевременное предоставление информации по воинскому учету (изменение семейного положения, образования, места жительства и т.д.) в военный комиссариат (превышен двухнедельный срок);
  • утеря, умышленная порча или небрежное хранение, повлекшее утрату военно-учетного документа (приписного свидетельства или военного билета).

За указанные правонарушения предусмотрена лишь административная ответственность. Нередко сотрудники военкоматов пугают призывников уголовной ответственностью. Однако, в этих нарушениях нет состава уголовного преступления.